Sapienti Sat...

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Rambler's Top100

    А.С. Пушкин - "Отцы пустынники и жены непорочны"

    Поделиться

    navigat
    Новичок форума
    Новичок форума

    Сообщения : 16
    Дата регистрации : 2010-05-16

    А.С. Пушкин - "Отцы пустынники и жены непорочны"

    Сообщение автор navigat в Вс 16 Май 2010 - 15:40

    Возможно, правильнее было бы разместить эти стихи в "Мировую поэзию", но я подумал, что для "поэзии" и так хватит материала Smile.

    Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв;
    Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Все чаще мне она приходит на уста
    И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
    Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи.

    1836
    avatar
    Sapienti Sat
    Модератор форума
    Модератор форума

    Сообщения : 220
    Дата регистрации : 2010-04-25

    Re: А.С. Пушкин - "Отцы пустынники и жены непорочны"

    Сообщение автор Sapienti Sat в Пн 17 Май 2010 - 11:59

    В стихотворении "Отцы пустынники" выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина.

    Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост.

    Молитва А.Пушкина "Владыко дней моих", которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: "Господи и Владыко Живота моего."

    Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился.

    Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие.

    А. Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы.

    Поэтическая молитва А. Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой:

    Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

    У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением:

    Да брат мой от меня не примет осужденья.

    Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой.

    Автор: иеромонах Иов (Гумеров)
    avatar
    Sapienti Sat
    Модератор форума
    Модератор форума

    Сообщения : 220
    Дата регистрации : 2010-04-25

    Молитва Ефрема Сирина

    Сообщение автор Sapienti Sat в Пн 17 Май 2010 - 12:02

    Молитва Ефрема Сирина

    Молитва покаяния, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

    «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».


    При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: "Боже, очисти мя, грешнаго", — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

    Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.
    В Великую среду в конце литургии на "Буди имя Господне..." молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.

    Спонсируемый контент

    Re: А.С. Пушкин - "Отцы пустынники и жены непорочны"

    Сообщение автор Спонсируемый контент


      Текущее время Ср 18 Июл 2018 - 1:05